Многие субъекты хозяйствования, работающие в сфере оптовой и розничной торговли, обязаны иметь лицензию на оборот алкогольных и табачных изделий. О том, какие действия следует предпринять для ее получения,рассказывает старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности юридического факультета БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»Эвелина Дубовик.
В погоне за прибылью субъекты хозяйствования зачастую пренебрегают требованиями законодательства, которые касаются оборота алкогольной и табачной продукции, в частности, осуществляют свою деятельность без специального разрешения на реализацию указанной продукции (далее -- лицензия) или с иными нарушениями установленных лицензионных требований.
Осуществление торговли алкоголем без лицензии влечет административную ответственность в виде штрафа на продавца -- юридическое лицо в размере суммы сделки (ч. 3 ст. 12.28 КоАП). Приобретение компанией-покупателем алкогольных напитков для изготовления других алкогольных напитков (т.е. напитков с объемной долей этилового спирта 7% и более) и последующая их реализация без лицензии повлечет административную ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 12.7 КоАП).
В связи с вышеизложенным на компанию-покупателя будет наложен штраф в размере до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации. Одновременно должностное лицо компании-покупателя будет привлечено к административной либо даже к уголовной ответственности (ч. 7 ст. 4.8, ч. 1 ст. 12.7 КоАП; ч. 1 ст. 233 УК РБ).
ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПО ПОЛУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ (ЛИЦЕНЗИИ) НА ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
ШАГ 1. СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К СОИСКАТЕЛЯМ ЛИЦЕНЗИИ
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок выдачи лицензии, является Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Положение), утвержденное Указом Президента от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Указ № 450).
Рассмотрению подлежат требования к следующим видам деятельности:
-
оптовой торговле и хранении алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий;
-
розничной торговле алкогольными напитками и (или) табачными изделиями.
Вышеуказанные виды деятельности включены в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержденный Указом № 450.
Начнем с оптовой торговли. Так, лицензируемой здесь будет следующая деятельность:
-
оптовая торговля алкогольными напитками;
-
оптовая торговля непищевой спиртосодержащей продукцией;
-
оптовая торговля непищевым этиловым спиртом;
-
оптовая торговля табачными изделиями;
-
хранение алкогольной продукции;
-
хранение непищевой спиртосодержащей продукции;
-
хранение непищевого этилового спирта;
-
хранение табачных изделий (п. 30 приложения 1 к Положению).
Не требуется получения лицензии для осуществления хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, не являющегося предпринимательской деятельностью, а также:
-
производителям табачных изделий для осуществления оптовой торговли табачными изделиями собственного производства;
-
производителям алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта для осуществления оптовой торговли такими продукцией и спиртом собственного производства.
Нормы Положения, касающиеся лицензионных требований к оптовой торговле и хранении алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, не распространяются на оптовую торговлю и хранение (как вид предпринимательской деятельности) антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции (п. 367 Положения).
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:
для осуществления оптовой торговли алкогольными напитками, непищевым этиловым спиртом:
-
наличие на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 100 000 евро;
-
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1 000 кв. метров;
-
период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) не менее 5 лет;
для осуществления оптовой торговли непищевой спиртосодержащей продукцией:
-
наличие на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 10 000 евро;
-
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений на территории Республики Беларусь;
-
период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) не менее 3 лет;
для осуществления хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта наличие:
-
на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 100 000 евро;
-
на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1 000 кв. метров;
для осуществления оптовой торговли табачными изделиями:
-
наличие на день подачи заявления о выдаче лицензии формированного уставного фонда в размере не менее 100 000 евро;
-
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1 000 кв. метров (за исключением соискателя лицензии - организации - заказчика табачных изделий);
-
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1000 кв. метров либо договора хранения табачных изделий, заключенного с юридическим лицом Республики Беларусь, имеющим лицензию на осуществление лицензируемой деятельности с указанием составляющей - хранение табачных изделий (для соискателя лицензии - организации - заказчика табачных изделий);
-
период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) не менее 5 лет;
для осуществления хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачных изделий наличие:
-
на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 100 000 евро;
-
на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основаниискладских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1 000 кв. метров.
-
Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями.
Деятельность осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь.
Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками только в объектах общественного питания в розлив.
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:
-
размещение торговых объектов, объектов общественного питания, на которых предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, в местах, где такая торговля не запрещена актами законодательства (перечень таких мест и случаев установлен п. 1.14. Закона);
-
объект, в котором предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, должен являться магазином, павильоном с торговым залом, размер площади торговых залов которых составляет не менее 50 кв. метров (за исключением торговых объектов юридических лиц системы потребительской кооперации, специализированных (фирменных) магазинов юридических лиц, осуществляющих производство и (или) импорт алкогольных напитков, магазинов беспошлинной торговли, расположенных в сельской местности магазинов организаций Управления делами Президента Республики Беларусь);
-
выбор формы торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, при которой такая торговля в соответствии с законодательными актами не запрещена (если соискатель лицензии не имеет торговых объектов, объектов общественного питания).
Законодательством также установлено множество требований, которые предъявляются к лицензиатам (т.е. к лицам, имеющим лицензию). Каждой организации или ИП очень важно, знать эти требования, чтобы избежать неблагоприятный последствий.
Однако, юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие алкогольные напитки, пищевые спиртовые полуфабрикаты при изготовлении собственной пищевой продукции (кроме производства других алкогольных напитков), могут покупать указанные напитки, полуфабрикаты без лицензии на оборот алкоголя.
Без получения лицензии на оборот алкоголя компании вправе в порядке оптовой торговли покупать алкогольные напитки и спиртовые полуфабрикаты при условии, что они будут использоваться при изготовлении коктейлей, в которых объемная доля этилового спирта будет менее 7%, а также иной собственной пищевой продукции, за исключением напитков с объемной долей этилового спирта 7% и более.
ШАГ 2. ПОДГОТОВКА И ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ
В нашем случае лицензии выдаются Мингорисполкомом, районными и городскими исполкомами по местонахождению продавцов. В частности, если речь идет о г. Минске, то Управлением регистрации и лицензирования главного управления юстиции Минского горисполкома, пл. Свободы, 8/10. Режим приема документов по вопросам лицензирования: понедельник, среда, пятница: с 9.00 до 12.45, вторник, четверг: с 14.00 до 17.45.
Что касается документов, которые необходимо предоставить в лицензирующий орган для получения лицензии, то здесь все просто. Для этого необходимо подать:
-
заявление о выдаче лицензии;
-
документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии.
Госпошлина уплачивается на следующие реквизиты: р/с (IBAN) BY48AKBB36021010000680000000 в ОАО «АСБ Беларусбанк», код банка (BIC) AKBBBY2X.
Получатель: главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску.
Назначение платежа: для юридических лиц – 03001, для индивидуальных предпринимателей – 03002,
УНП 101530339
Основание платежа: Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450.
Что касается размера госпошлины, то он зависит от вида осуществляемой деятельности и установлен в приложении 22 к Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.
Заявление с прилагаемыми к нему документами о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, а также уведомление о принятии лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются в лицензирующий орган:
-
лично соискателем лицензии (лицензиатом);
-
его уполномоченным представителем;
-
направляются соискателем лицензии (лицензиатом) по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении;
-
в виде электронного документа.
Личное представление документов осуществляется соискателем лицензии (лицензиатом) либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением:
документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), - руководителем юридического лица;
документа, удостоверяющего личность, и доверенности, выданной иностранной организацией, - руководителем представительства иностранной организации;
документа, удостоверяющего личность, - индивидуальным предпринимателем;
документа, удостоверяющего личность, и доверенности - уполномоченным представителем соискателя лицензии(лицензиата).
Направление вышеуказанных документов по почте или в виде электронного документа осуществляется соискателем лицензии (лицензиатом) с приложением к ним:
для юридического лица - сведений о руководителе юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства), а также документа (его копии), подтверждающего его полномочия (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор);
для иностранной организации - сведений о руководителе представительства иностранной организации (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства, месту фактического временного пребывания), а также доверенности (ее копии), выданной ему иностранной организацией.
В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны!
Также стоит отметить, что, как правило, не требуется нотариальное засвидетельствование:
-
представляемых в лицензирующий орган копий документов, если такие копии представлены одновременно с предъявлением оригиналов документов или нотариально засвидетельствованных копий;
-
документов, направляемых в лицензирующий орган в виде электронного документа.
Соответствующие формы заявлений можно найти на сайте местных распорядительных и исполнительных органов.
ВАЖНО: ДОКУМЕНТЫ В ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЙ ОРГАН ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ В КАРТОННОЙ ПАПКЕ-СКОРОСШИВАТЕЛЕ!
Принятое лицензирующим органом решение по вопросам лицензирования может быть обжаловано соискателем лицензии (лицензиатом) в судебном порядке в месячный срок со дня его принятия, а в случае, когда предусмотрена обязанность лицензирующего органа о письменном уведомлении соискателя лицензии (лицензиата) о принятом решении, -- в месячный срок со дня получения соискателем лицензии (лицензиатом) соответствующего уведомления (п. 8 Положения).
ШАГ 3. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕМУ
Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема этих документов:
-
при личном представлении таких документов - в день приема вручается под роспись соискателю лицензии или его уполномоченному представителю;
-
при представлении таких документов по почте или в виде электронного документа - не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления их в лицензирующий орган, направляется соискателю лицензии по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении или по электронной почте в виде электронного документа.
Заявление о выдаче лицензии лицензирующий орган должен рассмотреть в течение 15 рабочих дней со дня приема документов. Данный срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней (если иное не предусмотрено законодательством).
Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов, а также материалов по результатам оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям принимает одно из следующих решений:
-
о выдаче лицензии ее соискателю;
-
об отказе в выдаче лицензии ее соискателю;
-
об отказе в выдаче лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям в отношении одной или нескольких составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг и выдаче лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям в отношении иных составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее выдаче.
При отказе в выдаче лицензии на осуществление отдельных видов деятельности (в том числе связанных со специфическими товарами (работами, услугами) плательщику производятся возврат или зачет 90% уплаченной госпошлины.
Основания для отказа в выдаче лицензии закреплены в п. 24 Положения, однако, отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается.
О принятом решении лицензирующий орган письменно уведомляет соискателя лицензии в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения, а выдается она ее соискателю либо его уполномоченному представителю при предъявлении таких же документов, которые предъявляются при подаче заявления.
Они же вносят в территориальные базы данных сведения о выданных лицензиях. Формируемый лицензирующим органом реестр лицензий является составной частью торгового реестра Республики Беларусь.
При выдаче лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель должен быть ознакомлен с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности, о чем делается соответствующая отметка в лицензии.
В обособленных подразделениях юридического лица, на торговых и иных объектах (в местах), где осуществляется лицензируемый вид деятельности, должны находиться копии лицензии, скрепленные подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и печатью юридического лица, а также информация о месте ознакомления с подлинником лицензии (п. 27-28 Положения).
ШАГ 4. ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ
Лицензиат обязан в месячный срок обратиться в соответствующий лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений в случае:
-
изменения наименования, местонахождения лицензиата - юридического лица, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), регистрации по месту жительства лицензиата - индивидуального предпринимателя;
-
вступления в силу решения лицензирующего органа либо вступления в законную силу решения суда о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, если законодательством предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь, при условии сохранения действия лицензии в непрекращенной части;
-
изменения законодательства, влекущего необходимость внесения изменений и (или) дополнений в лицензию, если иной срок не предусмотрен соответствующим нормативным правовым актом;
-
изменения иных сведений, указанных в лицензии.
Для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений лицензиат либо его уполномоченный представитель представляет в соответствующий лицензирующий орган:
-
заявление с приложением документов (их копий), подтверждающих необходимость внесения в лицензию изменений и (или) дополнений;
-
документ об уплате госпошлины за внесение в лицензию изменений и (или) дополнений, за исключением случаев внесения таких изменений и (или) дополнений в связи с изменением законодательства;
-
другие документы, предусмотренные законодательством для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь.
В случае реорганизации лицензиата - юридического лица в форме слияния или разделения вновь созданное юридическое лицо (при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованного юридического лица) в месячный срок со дня своей государственной регистрации обязано обратиться за выдачей новой лицензии.
При реорганизации лицензиата - юридического лица в форме преобразования или выделения другого юридического лица созданное юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании лицензии, выданной реорганизованному юридическому лицу. При этом юридическое лицо, созданное путем преобразования или выделения, обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения.
В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое имеет лицензию на аналогичный вид деятельности, последнее из них вправе продолжить осуществление соответствующей лицензируемой деятельности на основании ранее выданной лицензии, если указанные в ней сведения не изменились. В случае, если данные сведения изменились, реорганизованное юридическое лицо в месячный срок со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения.
В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имеет, последнее из них (при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности присоединенного юридического) лица в месячный срок со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано обратиться за выдачей новой лицензии.
Таким образом, субъектам хозяйствования, желающим реализовывать алкогольную и табачную продукцию, следует иметь ввиду, что данная деятельность является лицензируемой и строго регламентирована. Однако при соблюдении установленных норм законодательства препятствий и сложностей в ее осуществлении в Республике Беларусь не имеется.
Нормативно-правовое регулирование:
-
Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Указ);
-
Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" (далее - Закон);
-
Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 N 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь";
-
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.2006 N 317 "Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении торговых объектов, объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли";
-
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 N 703 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания";
-
Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З «Об административных правонарушениях" (далее - КоАП);
-
Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N 28 "О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий".