Регистрация предприятий

Регистрация нового субъекта хозяйствования представляет собой многоступенчатый, поэтапно осуществляемый процесс, требующий определенной подготовительной работы. До момента обращения в соответствующие инстанции учредители нового юридического лица должны провести ряд процедур организационного характера и подготовить пакет соответствующей документации в соответствии с требованиями белорусского законодательства. Процедура регистрации субъектов хозяйствования закреплена в декрете № 1 от 16 января 2009 г. "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования"

В качестве основных процедур можно выделить следующие:

- согласование с регистрирующим органом наименования коммерческой (некоммерческой) организации;

- определение предполагаемого местонахождения коммерческой (некоммерческой) организации;

- принятие решения о создании коммерческой (некоммерческой) организации.

- разработка учредительных документов;

- оплата государственной пошлины за регистрацию (в случае, если иное не предусмотрено законодательством).

В соответствии с положением "О порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций", в регистрирующие органы для согласования наименований юридических лиц могут обратиться следующие заявители:

- в отношении юридических лиц, создаваемых собственником имущества – физическим лицом, – физическое лицо либо его представитель, действующие на основании доверенности;

- в отношении юридических лиц, создаваемых учредителем – юридическим лицом, – руководитель этого юридического лица или иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительным документом действовать от имени организации, либо представитель учредителя, действующий на основании доверенности;

- в отношении действующих юридических лиц – руководитель этого юридического лица, а также иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительным документом действовать от имени организации, либо его представитель, действующий на основании доверенности.

Согласовать наименование можно одним из следующих способов:

- путем личного обращения заявителя в регистрирующий орган (заявитель обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность);

- путем направления заявителем документов по почте;

- путем предоставления заявителем электронных документов в установленном порядке (только для учредителей – граждан Республики Беларусь).

Процедура согласования наименования осуществляется бесплатно.

Решение о создании Унитарного предприятия оформляется решением учредителя, в отличии от решения о создании ООО или ОДО, оформляемого протоколом собрания учредителей и протоколом учредительного собрания. Помимо решения о создании субъекта хозяйствования, на этом этапе также необходимо подготовить и утвердить его устав. 

При обращении за государственной регистрацией коммерческой организации в регистрирующий орган подаются:

- заявление о государственной регистрации – в 1 экземпляре;

- Устав (либо Учредительный договор) – в 2 экземплярах (без нотариального засвидетельствования);

- электронную копию Устава (либо Учредительного договора) – в формате .doc или .rtf;

- оригинал (либо копию) платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (в случае, если учредитель не освобождается от ее уплаты).

Кроме того, в случае, если учредителями являются иностранные организации либо физические лица, требуется предоставление следующей дополнительной документации:

- для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями – легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения), либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык – подпись переводчика нотариально удостоверяется.

- для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами – копия документа, удостоверяющего личность (с переводом на белорусский или русский язык) – подпись переводчика нотариально удостоверяется.

Регистрация осуществляется в день обращения.

Зарегистрированными считаются:

- юридическое лицо – с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- индивидуальный предприниматель – со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), – с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- изменения, вносимые в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, – со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г.  «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» определяет порядок изготовления печати субъекта хозяйствования. Согласно данному нормативному акту наличие у юридического лица устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора; свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения никаких специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

После завершения процедуры государственной регистрации данные нового субъекта хозяйствования должны быть предоставлены в следующие структуры:

- Государственную налоговую инспекцию соответствующего района;

- Фонд социальной защиты населения;

- БРУСП «Белгосстрах»;

- Национальный статистический комитет Республики Беларусь.

В соответствии с Декретом № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» постановка предприятий на учет в налоговой инспекции производится автоматически. В то же время, для уточнения соответствующих данных, согласно требованиям статьи 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщик (то есть, в данном случае, - новый субъект хозяйствования) в течении десяти дней должен стать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения. Для постановки на учет в инспекции по налогам и сборам необходимо предоставить уполномоченному сотруднику налоговой инспекции копии следующих документов:

- протоколов общего собрания учредителей или решений учредителя о создании организации и назначении директора;

- устава;

- свидетельства о государственной регистрации;

- приказа о вступлении в должность руководителя;

- трудового контракта с директором;

- паспорта директора;

- трудового контракта с главным бухгалтером;

- паспорта главного бухгалтера;

- договора аренды юридического адреса.

Помимо этого, если предприятие планирует применение упрощенной системы налогообложения, необходимо в течение двадцати рабочих дней с момента регистрации подать в налоговую инспекцию соответствующее уведомление.